VAKh на ФРИ 2.0
Онлайн и Офлайн проекты. Рейтинг Интернет-деятелей


ВРЕМЕНА: история цивилизации день за днем

| главная | vakh |

ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Еврейский календарь ведет отсчет с момента Творения мира и включает в годовой цикл важные общественные события и сезоны (моадим), субботы (шабатот), праздники (хагим) и посты (тааниот), которые определяют направление и ритм жизни еврея.

Год, по еврейскому календарю, делится на двенадцать месяцев, которые в разные годы могут соответствовать различным месяцам общепринятого календаря:

1. ТИШРЕЙ или ТИШРИ1
(сент./окт.) 30 дней
2. ХЕШВАН или МАРХЕШВАН
(окт./ноябрь) 29 или 302
3. КИСЛЕВ
(ноябрь/дек.) 29 или 30

4. ТЕВЕТ
(дек./янв.) 29
5. ШВАТ
(янв./фев.) 30
6. АДАР
(фев./март) 293

7. НИСАН
(март/апр.) 30
8. ИЯР
(апр./май) 29
9. СИВАН
(май/июнь) 30

10. ТАММУЗ или ТАМУЗ
(июнь/июль) 29
11. АВ
(июль/авг.) 30
12. ЭЛУЛ
(авг./сент.) 29
1В обычном году продолжительность месяца составляет 29 или 30 дней, т. к. лунный месяц длится приблизительно 29,5 дня.
2В определенные годы длительность двух месяцев (Мархешван и Кислев) меняется, потому что на самом деле лунный месяц длится чуть дольше, чем 29,5 дня.
3Каждые семь лет из 19-летнего цикла содержат дополнительный месяц Адар 1. Таким образом, в такие годы в календаре — два месяца Адар: Адар 1 — 30 дней и Адар 2 — 29 дней.

Еврейский день начинается с захода солнца и заканчивается следующим заходом солнца.

Наиболее употребляемым в мире светским календарем является сейчас Григорианский календарь, основанный на движении Солнца. Начало летоисчисления по этому календарю приходится на предполагаемый год рождения Йешу (Иисуса). Для того, чтобы указать дату, относящуюся ко времени до рождения Йешу, к году добавляют сокращение “до н. э.” (до новой, христианской или общепринятой эры). Этот календарь получил свое название по имени папы Григория XIII, который внес поправки в римский, Юлианский календарь, удалив десять дней из октября 1582 года и добавив лишний день в феврале каждого четвертого года, называемого високосным. Длительность месяцев этого календаря условна, она не соответствует каким-либо природным явлениям и колеблется от двадцати восьми до тридцати одного дня. Мусульманский календарь, отсчет которого ведется от рождения пророка и основателя ислама Мухаммеда (седьмой век), учитывает только вращение Луны вокруг Земли. А поскольку двенадцать лунных месяцев, составляющих лунный год, примерно на одиннадцать дней короче солнечного года - времени обращения Земли вокруг Солнца, - то месяцы мусульманского года передвигаются по всем временам года (зима, весна, осень, лето) с периодом в тридцать три года. Времена года обусловлены, как известно, расположением Земли относительно Солнца.

С другой стороны, данный Б-гом еврейский лунно-солнечный календарь, основанный на Торе и Откровении на Синае, учитывает движение обоих светил. Вот его характеристики:

Период обращения Земли вокруг своей оси – двадцать четыре часа;

Один оборот Земли вокруг Солнца происходит за триста шестьдесят пять дней, пять часов, сорок пять минут и сорок шесть секунд;

Длительность лунного месяца - от рош ходеш, новолуния, до следующего новолуния - двадцать девять дней, двенадцать часов, сорок четыре минуты и три секунды. (Кстати, древнейший и наиболее близкий к природе еврейский календарь до сего дня является самым точным в мире. Например, длительность лунного месяца, приведенная Талмудом полторы тысячи лет назад, была определена с такой точностью только исследованиями космического пространства в семидесятых-восьмидесятых годах нашего века.)

Чтобы учесть все эти природные явления, еврейский календарь, основанный на лунном и солнечном годах, вводит девятнадцатилетний годичный цикл. Такой девятнадцатилетний годичный цикл включает двенадцать обычных лет и семь високосных, расположенных определенным образом. В високосные годы добавляется лишний месяц, адар шени, или адар бет, второй адар. Его длительность тридцать, а не двадцать девять дней.

В цифрах это выглядит так: Солнечный год — 365,242 дня. Лунный месяц — 29,5306 дня. Продолжительность 12 лунных месяцев = 12 х 29,5306 = 354,367 дня.

Образуется дефицит: 365,242 — 354,367 = 10,875 дня. За девятнадцать лет этот дефицит составляет 19 х 10,875 = 206,63 дня. Для его покрытия добавляют семь дополнительных месяцев, в каждом из них — 29,53 дня, что составляет 206,71 дня. За девятнадцать лет в календаре образуется превышение: 206,71 -206,63 = 0,08 дня. За 1900 лет, прошедших после разрушения Второго Храма, сдвиг составил лишь восемь дней

Образец девятнадцатилетнего цикла (високосные годы выделены):

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Текущий цикл — от 5758 по 5776 годы от сотворения мира /1997 — 2015 гг. н.э./.

Високосные годы: 5760, 5763, 5765, 5768, 5771, 5774, 5776.

КАЛЕНДАРЬ И ЗАПОВЕДИ, СВЯЗАННЫЕ СО ВРЕМЕНЕМ

МОАДИМ УЗМАНИМ(СЕЗОНЫ И ВРЕМЕНА)

Это заповеди – мицвот, – относящиеся к различным праздникам и постам, и Субботы, которые соблюдают в течение всего года.

ЗАПОВЕДЬ РОШ ХОДЕШ

К ней относятся следующие мицвот:

а) Биркат аходеш – благословение месяца. Эту молитву произносят в синагоге в субботу, предшествующую новолунию, рош ходеш. В ней просят о том, чтобы следующий месяц был хорошим, и отмечают, когда именно наступает новолуние.

б) Кидуш левана – освящение луны. Эту церемонию не следует путать с освящением месяца (кидуш аходеш), проводившимся Сангедрином, Высшим еврейским Судом мудрецов, который на основании показаний свидетелей объявлял о начале нового календарного месяца. Наше освящение луны, а не месяца года, никак не влияет на календарь. Эту церемонию проводят только на открытом воздухе, когда видна луна, с четвертого по пятнадцатый день после появления новой луны.

в) Дополнительная молитва мусаф рош ходеш. Ее произносят, закончив в синагоге основную часть утренней молитвы и сняв тфилин. Мусаф отмечает святость этого дня и соответствует особому жертвоприношению, которое приносили в таких случаях в Храме.

г) Особое чтение Торы в честь новолуния, когда в синагоге вызывают к Торе четырех человек. Читают отрывок из книги Дварим (28:1-15). Там говорится о мицве жертвоприношения в Храме в Рош ходеш.

д) В молитву Шмоне эсре вводится вставка яале веяаво, а также в утренней молитве читается неполный Аллель - часть праздничной молитвы, прославляющей Всевышнего.

БИРКАТ АХАМА (БЛАГОСЛОВЕНИЕ СОЛНЦА)

Это особая молитва, ее произносят один раз в двадцать восемь лет. Ее читают ранним утром после утренней молитвы в среду, попадающую на четвертый день месяца нисан (первого месяца года), когда солнце стоит в зените. Это благодарственное благословение за творение солнца и за то, что ему было предоставлено двигаться по небосводу в четвертый день творения (Брейшит, 1:16-19). В следующий раз это благословение можно будет сказать в среду, утром, 8 апреля 2009 года.

МИЦВОТ ШЕАЗМАН ГРАМА (ЗАПОВЕДИ, СВЯЗАННЫЕ СО ВРЕМЕНЕМ)

Женщины освобождены от заповедей, для исполнения которых важно время (мицвот шеазман грама). К ним относятся:

а) Чтение “Шма, Исраэль” дважды в день;
б) Возложение тфилин на голову и руку;
в) Счет омера;
г) Проживание в сукке;
д) Заповедь о лулаве;
е) Слушание шофара.

Освобождение женщин от исполнения этих заповедей объясняется двумя причинами. Во-первых, их семейными обязанностями. Ввиду чрезвычайной важности семейных обязанностей, Тора не хочет, чтобы ими пренебрегали, и, с другой стороны, чтобы женщина была перегружена. Во-вторых, многие считают, что женщина по своей природе одухотвореннее мужчины, поэтому ей достаточно и меньшего количества заповедей для духовного роста (поскольку совершенствование характера является основной целью установления и исполнения всех заповедей). Интересно, что женщины среди других заповедей добровольно взялись вести счет Омера между Песахом и Шавуотом, потрясать лулавом в Суккот и слушать шофар в Рош Ашана.

ОСОБАЯ БРАХА, СВЯЗАННАЯ СО ВРЕМЕНЕМ

БАРУХ АТА АШЕМ ЭЛОКЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ ШЕЕХЕЯНУ ВЕКИИМАНУ ВЕИГИЯНУ ЛЕЗМАН АЗЕ – Благословен Ты, Ашем, наш Б-г, Царь вселенной, Который сохранил нам жизнь, поддерживал нас и довел до этого времени (праздника). Это благословение говорят:

а) когда в первый раз едят сезонные фрукты, которые появляются раз в год. Например, ее не говорят на яблоки, если их едят круглый год;

б) когда покупают новую выходную одежду, например, костюм, пальто или праздничное платье или существенный предмет обихода (холодильник);

в) когда исполняют сезонную мицву, например, трубя в шофар, потрясая лулавом или зажигая праздничные свечи в Йом тов;

г) при особой радости какому-то событию, например, если человек услышал хорошие для него новости. А если это событие хорошо не только для него, он должен сказать благословение атов уаметив – Благой и делающий благое.

ТФИЛОТ (МОЛИТВЫ)

Наложение тфилин, произнесение “Шма, Исраэль”, мусафа (дополнительной праздничной молитвы), шахарита (утренней молитвы), минхи (дневной, послеполуденной молитвы) маарива (вечерней молитвы) и так далее – все это исполняют в соответствии со строгими требованиями алахи (закона), которые указывают предписанное - самое раннее и самое позднее - время начала и окончания этих молитв.


ПРАЗДНИКИ

У евреев много праздников и особых дней в году. Среди них есть главные праздники, во время которых вся повседневная деятельность – работа, учеба, покупки – прекращается, и евреи проводят большую часть времени в молитве и праздновании со своими семьями. Другие даты менее важны, в эти дни повседневная жизнь продолжается в основном как обычно. Есть и такие, которые отмечаются только особыми молитвами, произносимыми в синагоге.

Еврейские праздники можно разделить на два вида. Некоторые из них, такие как Песах и Ханука напоминают об исторических событиях, главным образом о чудесах, сотворенных Б-гом, чтобы помочь евреям. Они напоминают о том, что Б-г вмешивается в дела людей и изменяет их жизнь по Своему плану. В эти праздники евреи славят Б-га как творца человеческой истории. Соблюдая эти праздники, евреи пытаются выполнением заповедей воссоздать, воспроизвести события древности. Этот момент чрезвычайно важен. Вы сможете познакомиться с этими заповедями в следующих разделах.

Другие священные дни, например, Шаббат и Новый Год Деревьев, напоминают о Б-ге как творце мира. Песах, Шавуот и Суккот связаны с обоими аспектами: хотя они напоминают об исторических событиях, Песах совпадает по времени со сбором урожая ячменя в Израиле, а Шавуот – с урожаем пшеницы. Суккот приходится на начало сезона дождей в Святой Земле.

Исключение составляют Иом Кипур, День Искупления и Симхат Тора, не связанные ни с историей, ни с природой. Главная тема Иом Кипур и предшествующего ему месяца Эллуль – возобновление связи человека с Б-гом и с другими людьми. Симхат Тора – это праздник окончания цикла недельных чтений Торы в синагоге и начало нового цикла. Этот день отмечает особые отношения еврейского народа с Б-гом.

Евреи пользуются библейским способом отсчета времени. Новый день начинается с заходом солнца, а не в полночь (Бытие 1:5). Например, Когда солнце садится в четверг, для евреев начинается пятница, а когда оно заходит в пятницу, начинается суббота. Этим объясняется то, что еврейский Шаббат, приходящийся на субботу, фактически начинается вечером в пятницу. По той же причине все еврейские праздники начинаются с заходом солнца.

Еврейский Образовательный Сервер